Професcиональное обучение

Расписание квалификационного экзамена

развернуть

Оператор ЭВМ. Куда поступать?

развернуть

Описание:

Специалист обеспечивает проведение вычислительного процесса в соответствии с рабочими программами, готовит данные на технических носителях информации. Фиксирует информацию о сбоях в работе ЭВМ.

Место работы:

Вычислительные центры; компании различного профиля, где осуществляются вычислительные процессы в интересах производства.

Обучение проводится в следующих УО ПТО:

г. Минск (Минский государственный колледж сферы обслуживания; Минский государственный колледж электроники; Минский государственный ПТК швейного производства; Минский государственный ПТК легкой промышленности и комплексной логистики)

Оператор электронного набора и вёрстки

г. Минск (Минский государственный ПТК полиграфии)

свернуть

Алгоритм выполнения квалификационной пробной работы

развернуть

Методическая памятка по сдаче учащимися квалификационного экзамена

развернуть

Цель - подтверждение учащимися результатов освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Порядок проведения квалификационного экзамена определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров  при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.12.2013 №135 (далее – Правила проведения аттестации).

свернуть

О проведении квалификационного экзамена

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________________А.В.Кадлубай

« 25 » марта_2021  г.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих)

в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

По завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проводится квалификационный экзамен с целью подтверждения учащимися учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) и учреждений специального образования (далее – УСО) результатов освоения данной образовательной программы. Порядок проведения квалификационного экзамена определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.12.2013 № 135 (далее – Правила проведения аттестации).

Учащиеся XI (XII) классов УОСО и УСО, завершившие освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), могут сдать квалификационный экзамен, который не является обязательным. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен (независимо от того, предусмотрен или не предусмотрен квалификационный разряд по соответствующей профессии), выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

Квалификационный экзамен состоит из квалификационной пробной работы, выполняемой в период производственного обучения (производственной практики), и экзамена по результатам теоретического обучения, на который в учебном плане отведено 6 часов.

К экзамену по результатам теоретического обучения допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.

Учащиеся XI (XII) классов УОСО и УСО не допускаются к квалификационному экзамену по учебному предмету «Трудовое обучение» в случае, если:

имеют итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» ниже 3 (трех) баллов;

не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы;

имеют пропуски занятий, превышающие 30 и более процентов учебных часов за весь период обучения по учебному предмету «Трудовое обучение».

Для учащихся XI (XII) классов УОСО и УСО, осваивающих профессии, по которым образовательный процесс может быть организован без присвоения квалификации, если объем учебного времени недостаточен для ее присвоения, квалификационный экзамен не проводится (не предусматривается в тематическом плане).

Во всех перечисленных случаях учащимся выдается справка об обучении (приложение 1).

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе УОСО и УСО. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. Отметка по итогам квалификационного экзамена не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».

Учащемуся, который по состоянию здоровья освобожден от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)», учащийся квалификационный экзамен не сдает.

Для проведения квалификационного экзамена создается государственная квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек. Государственная квалификационная комиссия утверждается руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), не позднее чем за две недели до начала квалификационного экзамена. Председателем государственной квалификационной комиссии назначается педагогический работник либо специалист иной организации, имеющий высшее образование по соответствующему профилю (направлению) образования и занимающий должность согласно полученной квалификации. Председателем государственной квалификационной комиссии не может быть педагогический работник, участвующий в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся. При реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по I и II моделям кандидатура председателя государственной квалификационной комиссии согласовывается с учредителем учреждения образования. В состав государственной квалификационной комиссии могут включаться педагогические работники УОСО, УСО, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – УПТО, УССО, УВО), иных учреждений образования, на базе которых реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), участвующих в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся или имеющих образование по соответствующему профилю, а также специалисты других организаций соответствующих видов производственной деятельности с их согласия и по согласованию с руководителем по основному месту работы.

Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, и Правилами проведения аттестации. Некоторые формы документов, содержащиеся в Правилах проведения аттестации, приведены в соответствие с особенностями реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» и содержатся в данных рекомендациях.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Расписание квалификационных экзаменов составляется заместителем руководителя учреждения образования (руководителем структурного подразделения), осуществляющего реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классах УОСО и УСО за две недели до их начала и доводится до сведения руководителей УОСО и УСО, которые в свою очередь должны ознакомить с данной информацией учащихся, осваивающих данную образовательную программу по II и III модели обучения, родителей (законных представителей) учащихся.

 

2.1. Порядок и правила проведения квалификационной пробной работы

Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики. В процессе выполнения квалификационной пробной работы учащиеся должны продемонстрировать степень владения профессиональными знаниями и умениями в самостоятельном выполнении работ в соответствии с требованиями, определяемыми тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками к рабочим (служащим).

С целью подготовки рабочих мест для проведения квалификационной пробной работы, необходимого оборудования и инструмента, сырья и материалов и др., разрабатывается перечень квалификационных пробных работ за месяц до их проведения. Если учащиеся проходят производственную практику в нескольких организациях, то перечень квалификационных пробных работ разрабатывается применительно к каждой из организаций.

На выполнение квалификационной пробной работы предусматривается до 6 учебных часов. Конкретный объем учебного времени, отводимого на выполнение квалификационной пробной работы, определяется в процессе календарно-тематического планирования по учебному предмету «Трудовое обучение».

При разработке перечня квалификационных пробных работ следует учитывать, что работы (задания) должны:

соответствовать требованиям тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик и содержанию производственного обучения в рамках освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочего (служащего);

отражать специфику содержания трудовой деятельности организации, на базе которой была организована производственная практика учащихся;

обеспечивать нагрузку учащихся в установленное время;

обеспечивать возможность использования прогрессивных форм организации труда, применения новейших инструментов и материалов.

Формы перечня квалификационных пробных работ учащихся и примеры их заполнения приводятся в приложениях 2, 3.

Перечень квалификационных пробных работ разрабатывается мастером производственного обучения, рассматривается на заседании методической комиссии (методического объединения) и утверждается заместителем руководителя учреждения образования по согласованию с заместителем руководителя организации (в случае выполнения квалификационных пробных работ в организации).

Учащемуся, приступающему к выполнению квалификационной пробной работы выдается наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы. Формы наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы с примерами их заполнения представлены в приложениях 4, 5.

При заполнении наряда-задания уточняются наименования работы (задания), уровень квалификации (при его наличии), нормы выработки (времени) (при их наличии). В случае, когда по отдельным профессиям не может быть установлено конкретное содержание квалификационной пробной работы в наряде-задании указывается наименование работы (задания), разряд (при наличии) и норма времени на его выполнения (приложение  5). Выдача наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы, расчет процента выполнения нормы выработки или нормы времени производится мастером производственного обучения при участии ответственного лица, проводившего обучение учащихся в организации.

После выставления отметки по результатам выполнения квалификационной пробной работы наряд-задание на ее выполнение подписывается руководителем структурного подразделения организации, в которой данная работа выполнялась.

В случае, когда возможно определить содержание квалификационной пробной работы, по ее результатам заполняется заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся (приложение 6). При этом при заполнении строки «По нормам времени на работу отведено _____ часов», следует учитывать нормы, установленные в перечне квалификационных пробных работ учащихся.

Например, при выполнении квалификационной пробной работы по профессии «Швея» учащейся Ивановой Марией Петровной по заданию «Обработка срезов салфетки окантовочным швом» (при количестве выполняемых работ – 10 изделий) и норме времени на выполнение этой работы – 12 минут на изделие (приложение 2) время, отведенное на выполнение данной работы, составит 120 минут (2 часа), то есть оно рассчитано исходя из установленной нормы времени 12 минут на изделие и количества выполненных работ (10 изделий). Если устанавливается норма выработки, то 10 изделий изготавливаются по 5 изделий в час и время на выполнение всего задания составит 2 часа.

В строке «фактически затрачено» указывается время, за которое учащийся выполнил квалификационную пробную работу.

В приложении 6 приведен пример заполнения заключения на квалификационную пробную работу, выполненную учащимися при освоении ими профессии рабочего, а в приложении 7 – пример заполнения заключения о достигнутом уровне квалификации учащегося в случае подготовки учащихся к работе в должности служащего, а также рабочего в тех случаях, когда содержание квалификационной пробной работы не может быть установлено.

В случае, когда конкретное содержание квалификационной пробной работы не может быть установлено, по результатам ее выполнения учащимся оформляется заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося на основании проверки на рабочем месте умений и навыков, приобретенных в процессе освоения содержания учебной программы. При описании производственных показателей, достигнутых учащимся, следует отразить:

степень правильности ведения технологического процесса;

степень самостоятельности выполняемых работ;

выполнение установочных норм (при наличии);

уровень качества выполняемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);

уровень сформированности умений, навыков при выполнении требуемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);

соблюдение требований по охране труда, пожарной и экологической безопасности, безопасных методов и приемов работы и др.

 

2.2. Порядок и правила проведения экзамена по результатам теоретического обучения

На экзамене по результатам теоретического обучения учащиеся должны продемонстрировать знания:

порядка и правил выполнения соответствующих видов работ;

назначения используемых материалов, оборудования, инструмента;

порядка и правил чтения графической документации;

основ охраны труда, пожарной и экологической безопасности и требования к ним;

основ экономики, трудового права, этики и психологии деловых отношений, информационных и коммуникационных технологий с учетом содержания и характера трудовой деятельности.

Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам, которые составляются педагогическими работниками учреждения образования, специалистами иных организаций и утверждаются заместителем руководителя (руководителем структурного подразделения) учреждения образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке и разработанных с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и общих положений ЕТКС, квалификационных характеристик служащих и общих положений ЕКСД.

На проведение экзамена по результатам теоретического обучения отводится не более 15 минут на одного учащегося. Для подготовки к ответу учащемуся отводится не менее 20 минут.

Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2-4 вопроса, в том числе практические задания, например, упражнение, решение задачи или иное.

При формулировке вопросов (заданий), включаемых в состав экзаменационных билетов, рекомендуется учитывать, что содержание вопросов (заданий) должно обеспечивать возможность оценки учебных достижений учащихся в таких образовательных областях как технология, техника, материаловедение, графика, экономика, организация и управление, охрана труда, охрана окружающей среды, основы права, этика и психология деловых отношений, информационные и коммуникационные технологии. При этом следует учитывать также и содержание квалификационных пробных работ. Например, если при выполнении данной работы учащийся читал сборочный чертеж, то в содержании экзаменационного билета не следует включать задания из образовательной области «Графика».

Вопросы и задания должны быть краткими и понятными, исключающими различное их толкование. Приведем примеры неудачно сформулированных вопросов и заданий:

Пример 1. Как измерить глубину отверстия, высверленного в металлической детали?

Вопрос задан недиагностично. Из его содержания не ясно, что должен делать обучающийся: то ли объяснять порядок и правила измерения глубины отверстия, то ли выполнять данную операцию, демонстрируя приемы и последовательность ее выполнения. Правильно данное задание формулируется следующим образом: «Объясните порядок и правила измерения глубины отверстия, высверленного в металлической детали».

Пример 2. Однофазный асинхронный электродвигатель.

И в этом примере формулировка задания недиагностична. Из нее совершенно не ясно, что требуется от обучающегося: высказать самое общее суждение об однофазном асинхронном электродвигателе или осознанно и осмысленно изложить принцип его действия, то ли обосновать возможные неисправности, то ли произвести его разборку и сборку и т. п. Правильными будут следующие формулировки: «Объясните принцип действия однофазного асинхронного электродвигателя», «Какие неисправности в работе однофазного асинхронного электродвигателя могут возникнуть при чрезмерном изнашивании щеток? Ответ обоснуйте».

При формулировке вопросов (заданий) следует опираться на требования к результатам учебной деятельности учащихся, которые установлены применительно к каждой из подтем содержания учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Например, в содержании учебной программы профессиональной подготовки рабочих по профессии «Печник» предусматривается изучение темы «Материалы для печных работ». В результате изучения одной из подтем данной темы учащийся должен уметь:

объяснять технологию производства чугуна и стали;

описывать виды стали, основные свойства;

излагать меры защиты металлов от коррозии, виды стальной арматуры и арматурных изделий, закладных деталей и анкерных устройств; описывать сортамент сталей, арматурных холоднотянутых проволок, сварных арматурных сеток и прокатных профилей металла;

объяснять требования стандартов, технические условия на арматурные стали, свойства стали, правила транспортирования, хранения, маркировки, приемки арматурных сталей;

объяснять условные обозначения арматурных сталей на чертежах и спецификациях;

называть вентиляционные детали, трубные прокладки, виды арматурных каркасов и блоков.

Исходя из данных требований можно предложить следующие формулировки вопросов (заданий) для экзаменационных билетов экзамена по результатам теоретического обучения учащихся:

изложите меры защиты металлов от коррозии;

объясните требования стандартов и технические условия на арматурные стали;

объясните условные обозначения арматурных сталей на чертежах;

назовите вентиляционные детали, виды арматурных каркасов и блоков и др.

Пример оформления экзаменационного билета № 1 по профессии «Швея» приведен в приложении 8.

 

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

При оценивании результатов квалификационных пробных работ следует использовать «Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах УОСО и УСО» по производственному обучению (приложение 9).

Вследствие того, что квалификационная пробная работа проводится на учебном занятии по производственному обучению, ее выполнение обязательно для всех учащихся, сдающих квалификационный экзамен, с выставлением в журнал отметки за урок. При получении отметки по квалификационной пробной работе ниже трех баллов или ее невыполнении по уважительной (неуважительной) причине учащийся не допускается к сдаче экзамена по результатам теоретического обучения. Таким учащимся предоставляется право повторного выполнения квалификационной пробной работы в срок до сдачи экзамена по результатам теоретического обучения или в иной срок по усмотрению государственной квалификационной комиссии. Решение о повторном выполнении квалификационной пробной работы фиксируется в наряде-задании на выполнение квалификационной пробной работы (приложение 10). При повторном выполнении квалификационной пробной работы выдается новый наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы и оформляется новое заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся, или заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося.

В случае повторного получения по результатам выполнения квалификационной пробной работы отметки ниже трех баллов или повторной неявки без уважительной причины для выполнения квалификационной пробной работы учащийся к экзамену по результатам теоретического обучения не допускается и ему выдается справка об обучении установленного образца.

Отметки, полученные учащимися по результатам выполнения квалификационной пробной работы, объявляются учащимся в день выполнения квалификационной пробной работы.

Перед началом квалификационного экзамена по результатам теоретического обучения государственной квалификационной комиссии представляются следующие документы:

приказ по учреждению образования о допуске учащихся к сдаче квалификационного экзамена;

дневник учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения (приложение 11);

наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы;

заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся или заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося.  

При оценивании ответов учащихся на экзамене по результатам теоретического обучения следует использовать показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах УОСО и УСО в части применения показателей теоретического обучения (приложение 9).

Ответ учащегося на каждый вопрос (задание) экзаменационного билета оценивается отдельно. Экзаменационная отметка каждого из членов государственной квалификационной комиссии определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных за выполнение каждого вопроса (задания) экзаменационного билета.

Итоговая отметка по результатам квалификационного экзамена выставляется как среднее арифметическое отметок за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

Если учащийся не ответил по билету (не выполнил тестовое задание), государственная квалификационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету (выполнить другое тестовое задание). При этом в протоколе заседания государственной квалификационной комиссии (приложения 11, 12) за экзамен по результатам теоретического обучения вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает государственная квалификационная комиссия.

Отметки, полученные учащимся по результатам экзамена по теоретическому обучению, итоговые отметки по результатам квалификационного экзамена, решение государственной квалификационной комиссии о присвоении разряда (при наличии) и выдаче свидетельства (справки) по результатам профессиональной подготовки рабочего (служащего) объявляются учащимся в день окончания квалификационного экзамена. Итоги экзамена по результатам теоретического обучения оформляются в экзаменационной ведомости (приложение 13).

Учащимся, не сдававшим квалификационный экзамен в установленный срок по уважительной причине, предоставляется возможность его сдачи в срок, определяемый учреждением образования, на базе которого осуществлялась реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Учащимся, не сдавшим квалификационный экзамен в установленный срок без уважительной причины или не получившим положительную отметку по результатам сдачи квалификационного экзамена, предоставляется право повторной сдачи квалификационного экзамена в срок, определяемый учреждением образования, осуществляющим реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Учащиеся, не явившиеся для повторной сдачи квалификационного экзамена без уважительных причин или не получившие положительную отметку по его результатам, считаются не сдавшими квалификационный экзамен. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца.

Квалификационный экзамен целесообразно провести до 30 мая текущего учебного года.

свернуть

Нормативные документы, регламентирующие организацию профессиональной подготовки учащихся в рамках учебного предмета "Трудовое обучение"

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

                        А.В.Кадлубай

09.07.2021

 

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83 «Аб тыпавых планах агульнай сярэдняй адукацыі» (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20.04.2021 № 71 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 6 мая 2020 г. № 83»), в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) и учебным планом специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 25.06.2020 № 155 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 09.06.2021 №127 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад  25 чэрвеня 2020 г. № 155»), в учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X-XI (XII) классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, предусмотрено изучение учебного предмета «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме 6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию.

Образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах может осуществляться на базе УОСО, УСО, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2018 № 575).

Условно определены три модели реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:

I модель: организация учебных занятий непосредственно в УОСО, УСО;

II модель: организация учебных занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО) по принципу межшкольных факультативных занятий;

III модель: организация учебных занятий на базе учреждений профессионально-технического (далее – УПТО), учреждений среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (далее – иные учреждения образования).

Приказом Министра образования от 22.03.2021 № 188 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в Х-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» на 2021/2022 учебный год определены перечни профессий рабочих (должностей служащих) для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках часов трудового обучения отдельно для учащихся X классов УОСО и X (XI) классов УСО и для учащихся XI классов УОСО и XI (XII) классов УСО, а также утвержден примерный учебный план для разработки учебно-программной документации по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессиям рабочих (должностям служащих) для учащихся Х-XI (XII) классов УОСО и УСО в рамках часов трудового обучения.

Комплексную методическую поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).

Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, разрабатываемых учреждениями образования на основе:

примерных учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников);

содержания тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих).

На основании учебных программ, разработанных учреждением образования, подготавливается примерное календарно-тематическое планирование (далее – КТП), утверждаемое руководителем учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). КТП, как правило, содержит номера и наименования разделов, тем, отдельных учебных занятий теоретического и производственного обучения и выполняемых работ (заданий) во время прохождения производственной практики, количество учебных часов, цель обучения, формы (тип, вид) учебного занятия и формы организации производственной практики, средства обучения и иные компоненты. Структура КТП является примерной и может быть изменена (без искажения его сущности и назначения) по усмотрению учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Методика разработки КТП по учебному предмету «Трудовое обучение» изложена в методических рекомендациях по разработке учебных программ допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).

В случаях, когда в XI (XII) классе УОСО и УСО для полного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с присвоением квалификации рабочего (должности служащего), предусмотренных типовым учебным планом учебных часов недостаточно, может быть представлена возможность освоения данной образовательной программы без присвоения разряда по профессии, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца. Реализация теоретического и производственного обучения, в том числе производственной практики, должна быть обеспечена. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца.

Справка об обучении выдается также всем учащимся УОСО и УСО по завершении освоения ими образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» без дополнительного запроса с их стороны в случаях, когда они не сдали квалификационный экзамен, или не были допущены к сдаче квалификационного экзамена по причинам, указанным в Методических рекомендациях по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», утвержденных Министерством образования Республики Беларусь (далее – Методические рекомендации).

Образец справки об обучении утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194. Согласно пункту 85 главы 15 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194, справка об обучении вручается персонально учащимся под роспись в книге учета и выдачи документов об обучении.

Типовым учебным планом общего среднего образования в X-XI классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе), которые включают теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов.

Пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 № 283, предусмотрена возможность выделения учредителем учреждения образования дополнительных учебных часов на проведение практических учебных занятий «Вождение тракторов» при реализации образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих).

В соответствии с пунктом 20 Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334, для освоения учащимися УОСО и УСО образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации.

Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения конкретных образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования, как с присвоением, так и без присвоения квалификации, включая те случаи, когда уровень квалификации не устанавливается, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора иной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится в компетенции руководителей УОСО и УСО.

Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся УОСО и УСО в рамках предмета «Трудовое обучение» осуществляется по четвертям в пределах учебного года.

Профессиональная подготовка возможна на протяжении шестидневной рабочей недели. При составлении расписания учебных занятий необходимо обеспечить равномерную нагрузку в течение учебной недели и учебного года, не допускать увеличение продолжительности учебных занятий во все дни недели.

Обращаем внимание, что при проведении занятий в субботу (по всем трем моделям) необходимо предусмотреть организацию питания учащихся в соответствии с законодательством.

Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний и др.) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.

В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства установленного образца учащийся получает справку об обучении, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца.

В случае возникновения объективной необходимости смены учащимся XI (XII) класса осваиваемой профессии при наличии у него в период обучения в Х классе медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретной профессии, а также отсутствии их в XI (XII) классе, смене места жительства, иных причинах возможна реализация нескольких вариантов организации образовательного процесса:

вариант I: при реализации в учреждении образования на III ступени общего среднего образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по родственной профессии содержание учебных программ учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) УОСО и УСО по данным профессиям на момент перехода отличается не более, чем на 30%. В этом случае учащийся может продолжить обучение по родственной профессии при ликвидации академической разницы в порядке, установленном учреждением образования, реализующим образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

При условии успешного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) после выбора новой профессии, учащийся может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена, по результатам которого может получить свидетельство уставленного образца;

вариант II: при отсутствии в учреждении образования на III ступени общего среднего образования подготовки по профессии рабочего (служащего), которую ранее осваивал учащийся, он может быть включен в другую учебную группу (класс), для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в первый год обучения (Х класс для УОСО и УСО, XI для УСО). В этом случае по результатам учебного года в аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» и выдается справка об обучении;

вариант III: при наличии у учащегося медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования, и при отсутствии возможности предоставить учащемуся право выбора иной профессии рабочего (служащего) на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение».

Обращаем внимание, что при организации трудового обучения по III модели необходимо заключить договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе. Типовая форма договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 и размещена на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников). В соответствии с пунктом 4 статьи 59 Кодекса Республики Беларусь об образовании договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя.

Справочно:

В приложении к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» содержится перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника. Пунктом 44 указанного перечня предусмотрено приобретение услуг дополнительного образования взрослых для физических лиц, в том числе безработных граждан, с применением процедуры закупки из одного источника.

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования УОСО и УСО в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» используется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение».

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

При организации трудового обучения по I модели:

1. Приказом руководителя УОСО (УСО) утверждается:

перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся;

состав групп с указанием класса;

список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.

2. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение». В пояснительной записке к учебному плану необходимо отразить количество групп с указанием профессий рабочих (должностей служащих).

3. Учебный предмет «Трудовое обучение» включается в расписание учебных занятий.

4. В процессе изучения учебного предмета «Трудовое обучение» заполняется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

5. В классном журнале по учебному предмету «Трудовое обучение» заполняется только сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся.

При организации трудового обучения по II модели:

1. Руководителями структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, определяются УОСО (УСО), на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X-XI (XII) классов других (конкретных) УОСО (УСО) с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.

2. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), издает приказ, в котором утверждает:

список учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УОСО (УСО);

список педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.

3. Учебный план УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».

4. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте проведения учебных занятий.

5. В УОСО (УСО), в котором проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.

6. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X-XI (XII) классов.

7. Педагогический работник УОСО (УСО), из которого направлены учащиеся, выставляет в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.

При организации трудового обучения по III модели:

1. Структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, утверждаются УПТО, УССО и иные учреждения образования, на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X-XI (XII) классов с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.

2. На основании приказа структурного подразделения областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, издаются приказы структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования. В приказе определяются УОСО (УСО), для учащихся которых будет организовано трудовое обучение на базе конкретного УПТО, УССО, иных учреждений образования с указанием профессий и количества учащихся из каждого УОСО (УСО) в разрезе профессий.

3. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющей государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО) приказом утверждает:

списки учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УПТО, УССО, иных учреждений образования;

списки педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.

4. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».

5. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте его проведения.

В УПТО, УССО, иных учреждениях образования, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в классный журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.

6. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X-XI (XII) классов.

7. Педагогические работники УОСО (УСО) выставляют в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.

Предоставленные в УОСО (УСО) ведомости отметок (при организации трудового обучения по II и III моделям) хранятся у классного руководителя до конца учебного года, после чего передаются заместителю директора, курирующему данное направление работы.

При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу предусмотрены табличной частью типового учебного плана средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада – средней школы, детского сада – средней школы, 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с пунктом 3 примечаний к данному типовому учебному плану.

При организации трудового обучения по II и III моделям, в процессе реализации производственного обучения необходимо осуществлять деление учебных групп на две подгруппы при наличии не менее 8 учащихся в каждой из подгрупп.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по I, II и III моделям осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 слушателей.

 

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся Х-ХI (ХII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах рекомендуется руководствоваться следующими показателями оценки результатов учебной деятельности (приложение).

Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в XI (XII) классе, запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.

 

ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется постановлением Министерства образования от 24.12.2013 № 135 «Об утверждении правил проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых» и Методическими рекомендациями.

Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 30 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся.

Для проведения квалификационного экзамена не позднее чем за две недели до его начала создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек, которая утверждается руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении учащемуся соответствующего разряда (при его наличии) по осваиваемой профессии рабочего, либо о присвоении соответствующей должности служащего.

Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, так же, как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов.

Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.

Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, не зависимо от того, предусмотрен или не предусмотрен разряд по соответствующей профессии, выдается свидетельство установленного образца.

 

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами производственного обучения являются формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся X-XI (XII) классов, осваивающих содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), необходимых для получения профессии рабочего или для работы в должности служащего.

Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.

Производственную практику следует организовывать непосредственно в соответствующих организациях. Вместе с тем производственная практика может также проводиться в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования при их наличии.

Содержание производственного обучения определяется учебными программами, разработанными и утвержденными в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся УОСО и УСО.

Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых она проводится. В случаях прохождения производственной практики на базе нескольких организаций учебные программы производственной практики утверждаются одной из этих организаций.

Производственная практика входит в состав производственного обучения (как последняя тема) и проводится после прохождения тем теоретического обучения, с учетом специфики осваиваемой профессии рабочего (должности служащего).

Темы учебных занятий теоретического обучения отражаются в журнале по 1 учебному часу, темы учебных занятий производственного обучения, как правило, по 2-4 учебных часа.

Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.

В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.

В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.

Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, ресурсных центрах и в иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций.

В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.

Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов (далее – договор об организации производственного обучения учащихся).

Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ.

Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования.

Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместители руководителей учреждений образования, мастера производственного обучения учреждений образования.

Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования.

Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения. Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в общей части инструктивно-методического письма от 18.06.2021 «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (edu.gov.by / Общее среднее образование / 2021/2022 учебный год), следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

1. Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954;

2. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23;

3. Положение об учреждении профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216;

4. Положение об учреждении среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106;

5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»;

6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее – Выпуск 28 ЕКСД);

7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.01.2018 № 7/14 «Об установлении перечня профессий для подготовки рабочих»;

8. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2021 № 188 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в Х-XI(XII) классах учреждений общего среднего и специального образования».

Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by) и национальном образовательном портале (www.adu.by).

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ

При организации учебного предмета «Трудовое обучение» квалификационные требования по каждой из должностей служащих, занятых в образовании, отражены в Выпуске 28 ЕКСД и в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954.

Повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, которые обеспечивают реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), направленной на освоение учащимися X-XI (XII) классов отдельных профессий, а также проводят факультативные занятия по основам выбора профессии, организуется РИПО, Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования.

На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах через систему непрерывного повышения квалификации, максимально используя резервы областных и Минского городского институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, районных (городских) учебно-методических центров профессионального образования.

 

О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Расходы на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) (далее – программа профессиональной подготовки) планируются в бюджетных сметах УОСО и УСО, также, как и расходы на реализацию образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования и других программ, реализуемых в названных учреждениях образования.

Реализация образовательной программы профессиональной подготовки в УПТО, УССО и в иных учреждениях образования осуществляется на основе договоров о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе.

Оплата расходов по договорам о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе для организации трудового обучения для лиц из числа учащихся X-XI (XII) классов осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджетных сметах УОСО и УСО, иных источников, не запрещенных законодательством.

Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование расходов по реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УОСО и УСО, перечисляются на текущий (расчетный) банковский счет по учету средств от приносящей доходы деятельности иного учреждения образования, реализующего программу профессиональной подготовки, в соответствии с заключенным договором.

Справочно:

Учебные часы по учебному предмету «Трудовое обучение» включаются на начало учебного года в Список педагогических работников, которым исчисляются ставки и надбавки за квалификационные категории с учетом педагогической нагрузки, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25, для определения фонда оплаты труда.

Стоимость услуги при реализации образовательной программы профессиональной подготовки для слушателей из числа учащихся УОСО и УСО в иных учреждениях образования определяется иным учреждением образования в соответствии со сметой затрат на реализацию указанной программы по подстатьям расходов:

заработная плата рабочих и служащих;

взносы (отчисления) на социальное страхование;

оплата коммунальных услуг; 

приобретение предметов снабжения и расходных материалов и др.

Размер затрат определяется на основании норм и нормативов, установленных для бюджетных организаций, при их отсутствии – на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем данного государственного учреждения образования (в котором обучается слушатель), если иное не установлено законодательством.

Стоимость услуги формируется без учета рентабельности.

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УОСО в штат данных учреждений вводится штатная численность учителей и мастеров производственного обучения учреждения образования (далее – мастер производственного обучения) в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (далее – постановление № 22).

Штатная численность учителей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в неделю.

Штатная численность мастеров производственного обучения вводится для производственного обучения согласно постановлению № 22 (пункт 22 таблицы 1, пункт 19 таблицы 2) в зависимости от получаемой профессии:

при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по основам компьютерной машинописи и делопроизводству – из расчета 0,25 штатной единицы на одну учебную группу;

при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по другим профессиям – из расчета 900 часов производственного обучения в год, предусмотренного учебным планом учреждения образования по профессии на одну штатную единицу.

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УПТО и УССО в штатное расписание данных учреждений вводится численность преподавателей и мастеров производственного обучения на основании постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2015 № 43 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений профессионально-технического образования» и от 01.07.2016 № 54 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования» соответственно за счет средств, перечисляемых по договорам о профессиональной подготовке на платной основе (внебюджетных средств).

Штатная численность преподавателей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в год.

Штатная численность мастеров производственного обучения вводится из расчета 900 часов производственного обучения в год в группах при реализации образовательных программ профессиональной подготовки на одну штатную единицу (за исключением подготовки водителей механических транспортных средств).

При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования детей и молодежи штатная численность учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения вводится дополнительно за счет внебюджетных средств. Расчет дополнительной штатной численности вышеперечисленных работников можно осуществить по нормам типовых штатов УПТО.

При организации в учреждении образования деятельности по подготовке водителей механических транспортных средств вводится штатная численность мастеров производственного обучения управлению механическим транспортным средством из расчета 1400 часов производственного обучения в год на одну штатную единицу.

Установленные вышеперечисленными постановлениями Министерства образования нормативы определяют штатную численность мастеров производственного обучения. Конкретное число часов производственного обучения мастеру производственного обучения устанавливается исходя из количества учебных групп и часов производственного обучения, предусмотренного учебным планом по соответствующей профессии.

Оплата труда педагогических работников осуществляется согласно постановлению Министерства образования от 03.06.2019 № 71, постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13.

При определении тарифных разрядов и коэффициентов руководителей иных учреждений образования, на базе которых осуществляется профессиональная подготовка учащихся X-XI (XII) классов, численность учащихся X-XI (XII) классов включается в число обучающихся этих учреждений по состоянию на 1 января с коэффициентом 0,25.

На основании пункта 12 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» на должность мастера производственного обучения в учреждение образования может быть принят работник, имеющий общее среднее или профессионально-техническое образование.

свернуть