Информация для родителей

Весенние каникулы

развернуть

В период с 25 марта по 3 апреля в учреждении образования (дошкольное образование) организуются весенние каникулы общей продолжительностью 10 календарных дней.

Для воспитанников групп запланированы тематические дни.

В период каникул содержание учебной программы дошкольного образования по образовательным областям «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство» и «Художественная литература» реализуется в специально организованной деятельности; по образовательным областям «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Подготовка к обучению грамоте» реализуется в нерегламентированной деятельности посредством организации и проведении дидактических и развивающих игр.

свернуть

С 21 января 2022 года изменены денежные нормы на питание дошкольников

развернуть

ВНИМАНИЕ! Уважаемые родители,  в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2022 года №29 и приказом Управления по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома от 21.01.2022 №39 изменены денежные нормы на питание дошкольников.

Стоимость питания за 1 день пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования составляет:

от 3 до 7лет  -  3 рубля 85 копеек

свернуть

Логопедические игры по дороге домой

развернуть

Наблюдаем за транспортом»

Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов, троллейбусов встретилось вам по дороге.  Расскажите, какими они бывают?  Как их можно назвать одним словом? (транспорт).  Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса.  Какой вид транспорта вы ещё знаете?  (водный – лодочка, пароход.., воздушный – самолёт….)

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

«А дома бывают разные…»

Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?  Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные…, высокие, низкие, красивые и ….  Вспомните, на каком этаже вы живёте?  Сколько этажей над вами, под вами?  Посчитайте сколько окон на вашем этаже, в доме?

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

«Добавь словечко».

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику.

Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово:

Ом-ом-ом - вот стоит высокий…(дом).

Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома).

Ому-ому-ому - мы идем к …(дому). 

Ва-ва-ва - на столе растет… (трава).

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

«В магазине»

 Вместе с ребенком Вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете: 

«Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы.

«Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

«А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты» - говорит сын или дочка.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра "Волшебные очки"

Представьте, что у вас есть "волшебные очки" когда их надеваешь, то все вокруг становится (зеленым, синим и. т. д). Посмотри вокруг и скажи какого цвета все стало: красные сапоги, красное дерево, красный забор, красная кошка...). Вариантов игры может быть много

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

  • Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
  • Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
  • Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

 

Игра "Кто, что делает?"

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову (кошка, воробей, машина, дерево...). Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит..., машина - едет, гудит, везет грузы...и т.д.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Цепочка слов»

Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

Пример: сова – апельсин – носок – кот…

Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Из чего какое?»

Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.

Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»

У медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

свернуть

Советы родителям неговорящего ребенка

развернуть

Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

Не говорите при ребенке о его отставании.

Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).

Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока"

 

 

свернуть

Двадцать простых советов родителям, чтобы ребёнок говорил хорошо

развернуть

1. Начнем с Вас

Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2. Встреча взглядов

Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию. 

3. Говорите четко

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному

Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа", "мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова. 

5. Но: не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.

6. Очень важно: хорошее настроение

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.

7. Все чувства - в союзе с речью

Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.

8. В основе речи - стремление к общению

Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

9. Стремимся к разнообразию

Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

10. Уважайте его попытки говорить

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

11. Учите в игре

Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички "ав-ав", "мяу-мяу"). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание - побуждаете не Вы, а - ситуация.

12. Не предупреждайте его желаний

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на  этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

13. Расширяйте словарь малыша

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, "где ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте :"Где стол?", "Где киса?" и т.д.

14. Ведите дневник

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже  понимает, какие слова  произносит, в каких ситуациях  - так вы сможете день за днем судить о его успехах.

15. Развивайте фонематический слух

Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.

16. Не пренебрегайте звукоподражанием

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ку-ку", "оп", "ав-ав", "на", "дай" и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых  слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

17. Читайте, читайте, читайте

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.

18. Пальцы помогают речи

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны

Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.

20. Только Вы!

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

 

свернуть

Как организовать логопедические занятия дома

развернуть

Итак, вы решили начать заниматься со своим ребен­ком.Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадо­биться.Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гим­настики. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «По­суда», «Мебель» и т. п.). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы не­больших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транс­портных средств, кукольную посуду и т. д.

Разрезные картинки из двух и более частей.

Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (кра­сочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры,: пла­стилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.

Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или играть в другие игры.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы учителя - дефектолога:

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

- игры на развитие мелкой моторики,

- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

- игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр — 2—3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий - утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи поза­нимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха - во вто­рой половине дня.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать ему хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится лю­бимым занятием малыша — ведь еще 15-20 минут можно пободрство­вать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Жела­тельно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит дви­жения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начина­ния ребенка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Не бойтесь начинать! He бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

свернуть

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

развернуть

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуетсястремлениемребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.               

Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…

Развивая связную речь, следует учить детей:

Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

Задавать вопросы;

Активно включаться в разговор;

Объяснять содержание картины, ситуации;

Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.

Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам  о каких-то интересных событиях.

Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).  

Грамматический строй речи заключается в:

развитии умения согласовывать слова в предложении;

 употреблении ласкательно-уменьшительных слов;

 употреблении прилагательных, глаголов.

Предлагаемые задания:

«Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.

«Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…

«Назови ласково»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).

Звуковая культура речи. Обследование речи  начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:

развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);

поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…

упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».

развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).

Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).

Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.

 

свернуть

Приемы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении

развернуть

К содержанию коррекционно-логопедического обучения детей с недостатками речи  относится воспитание потребности ребенка в общении. Повышение речевой активности является необходимым моментом в работе учителя-дефектолога. В данной консультации приводятся некоторые приемы работы на развитие потребности в речевом общении у детей с тяжелыми нарушениями речи, на совершенствование коммуникативных навыков.

  1. Приемы опосредованного воздействия.

Опосредованное воздействие и при динамике и при коррекции часто бывает более действенным, чем прямое. Для повышения игровой мотивации коррекционных упражнений можно использовать следующие приемы:

«Научим игрушку» (куклу, мишку…) Для игрушки ребенок выполняет коррекционное упражнение с большим интересом, чем для взрослого. Причем, эффективность приема повышается наличием постоянного игрового персонажа «игрушки-друга». Так, например, при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики логопед вместе с ребенком обыгрывает персонаж «Зайка Дразнилкин».

«Исправь ошибку». Прием эффективен в любом направлении работы с ребенком. Ошибки взрослого или игрушки – друга ребенок исправляет более охотно, чем замечает и исправляет собственные.

  1. Приемы, повышающие самооценку ребенка, уверенность в своих силах.

- Кто это (…) сделал (смог) – «Я».

- Кто научился так (…) делать – «Я».

«Похвали себя» – выполнив упражнение, ребенок сам или с помощью взрослого (при парезах, параличах) хлопает в ладоши. Повторяющиеся позитивные переживания очень способствуют желанию ребенка еще раз пережить «ситуацию успешности» на следующем занятии.

Формирование положительной самооценки ребенка через внешние оценки: «Ты был сегодня старательным (внимательным), выполняя…». У детей, владеющих активной речью, можно переходить от самооценки «Я старательный. Я внимательный» к оценке выполнения конкретного упражнения: «Я сегодня старательно выполнил…».

  1. Приемы организации.

«Эффект узнаваемости» игрового материала, обстановки кабинета, привычной последовательности коррекционных заданий снимает тревожность ребенка.

«Эффект новизны»: смена игрового материала к одному заданию на разных занятиях поддерживает интерес ребенка.

  1. Приемы, повышающие эффективность развития речи и собственной речевой активности ребенка.

«Разговор с самим собой» – оречевление деятельности взрослого, короткие предложения о том, что сам взрослый видит, слышит, чувствует в присутствии ребенка.

«Параллельный разговор» – оречевление деятельности самого ребенка: что он видит, слышит, трогает, чувствует; его действия.

«Провокация» – искусственное непонимание ребенка. Например, ребенок жестом, взглядом просит игрушку. Дать ему не ту игрушку. «Я не понимаю, какой ты хочешь мяч: большой или маленький. Ребенок вынужден активизировать свои речевые возможности».

«Распространение» речевой активности ребенка. Например:

– Ребенок: «Шар».

– Взрослый: «Шар круглый. Шар можно катать».

Совместное оречевление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка,конструирование, игра…) – «Комментирование» деятельности.

  1. «Включение» в эмоционально значимую для ребенка бытовую ситуацию, плавно переводя ее в коррекционное упражнение.
свернуть

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников с ТНР

развернуть

Для  преодоления  речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку  больше  времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родителям необходимо формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

 - не ругать ребенка за неправильную речь;

 - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

 - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с учителем-дефектологом.

Кроме того, родителям  рекомендуется научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Родителям необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка, следить за правильностью собственной речи.

Речь родителей должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте своим детям стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Особое внимание родителям необходимо уделять выполнению домашних заданий, заданных учителем-дефектологом.

Преемственность семьи и учителя-дефектолога осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию в папке - консультант, на родительских собраниях.

Хотелось бы  отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи  ребенка.

 

свернуть

Воспитание у детей правильного произношения

развернуть

В  последнее  время  мы  видим,что  детей  с  нарушениями  речи  становится 

все  больше  и  больше. Причиной  нарушений  речи, является  много  факторов, а в частности  это – внутренние  неблагоприятные  факторы (во  время  беременности, во  время  родов, в  послеродовый  период, заболевания  матери  во  время  беременности). К  внешним  неблагоприятным  факторам  относятся  влияние  загрязнений  окружающей  среды, радиоактивное  облучение. 

Важным  моментом  в  формировании  правильного  произношения  является  то, что  ребенок  с  раннего  возраста должен  слышать  правильную, отчетливую  речь, на  примере  которой  у  ребенка  формируется его  собственная  речь.

Важно  отношение  родителей  и  самого  ребенка  к  речевому  дефекту. Что  немаловажно  в  воспитании  правильного  произношения  у  ребенка. Если  ребенок  не  осознает  своего  дефекта, то  процесс  исправления  нарушенного  звукопроизношения  будет  длительнее,чем  когда  бы  ребенок  осознавал  и  стремился  к  правильной  и  красивой  речи.

Для  этого  немаловажно  участие  родителей  в  этом  процессе, которые  бы  объяснили  ребенку, подсказали, направили  в  нужном  направлении. Поэтому  необходимо  сформировать  у ребенка  осознанное  отношение  к  работе  над  речью, стремление  преодолеть  свой  дефект.

Важную  роль  в  формировании  звукопроизношения  играет  четкая, точная, координированная  работа  артикуляционных  органов, способность  их  к  быстрому  и  плавному  переключению  с  одного  движения  на  другое, а  также  к  удержанию  заданной  артикуляционной  позы.

Поэтому  первостепенное  значение  имеют  устранение  нарушений  в  работе  артикуляционного  аппарата, развитие  артикуляционной  моторики. Для  этого  проводится  артикуляционная  гимнастика.

Учитель-дефектолог:  Цыбульская Татьяна Петровна

 

 

свернуть

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей

развернуть

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.

«Рука – это инструмент всех инструментов». Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг». Кант.

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит!

Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Память.

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме, рисовании, рукоделии, конструировании т. д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Внимание.

Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.

Воображение.

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Артистизм.

Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические понятия.

«Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

Все игры лучше распределить на три группы.

1 группа. Упражнение для кистей рук:

-развивают подражательную способность, достаточно просты, не требую тонких дифференцированных движений;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

Например:

«Шарик».

Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

2 группа. Упражнение для пальцев условно статическое.

-совершенствует полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Например:

«Очки».

Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки.

Вот колечки – посмотри!

Превращаются в очки!

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

-развивают точную координацию движений;

-учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

Например:

«Цветы».

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Исходное положение. Кисти рук поставить вертикально и соединить. Округлённые ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

Утром алые цветки

Раскрывают лепестки.

Двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо – влево, одновременно шевеля пальцами.

Ветерок подует-

Цветики волнует.

Постепенно смыкают пальцы, выполняя упражнение БУТОН. Покачивают «бутонами» вперед- назад.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Подкладывают сложенные вместе ладони под щёку.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

свернуть

Плата за пользование учебниками и учебными пособиями в 2021/2022 учебном году

развернуть

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2018 года № 621 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839», установлена плата за пользование учебниками и (или) учебными пособиями в следующих размерах: для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дошкольного образования, – 5,80 руб. (0,2 базовой величины); льгота 50%  - 2,90 руб.

Установленная плата за пользование учебниками и (или) учебными пособиями вносится до 1 октября текущего года законными представителями обучающихся, учащимися.

Кто имеет право на льготы при оплате за пользование учебниками?

Для детей из многодетных семей сумма оплаты за пользование учебниками снижается на 50 % (часть 3 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Бесплатное пользование учебниками устанавливается для (часть 2 пункта 2 статьи 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании):

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
  • обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;
  • обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;
  • обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Перечень документов, необходимых для получения льгот по оплате за учебники

  1. Для установления бесплатного пользования учебниками и учебными пособиями:
  • удостоверение инвалида (ксерокопия);
  • заявление на имя заведющего 
  1. Для снижения платы за пользование учебниками и учебными пособиями (50%)
  • удостоверение многодетной семьи (ксерокопия) – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет  или справка о составе семьи;
  • заявление на имя заведующего

Обращаем внимание, на своевременное (до 15 августа) предоставление  родителями воспитанников, имеющих право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями либо снижения платы за пользование ими соответствующих документов.

Примечания

  1. В учебное заведение необходимо предоставить документ, подтверждающий плату за пользование  учебными пособиями с указанием учебного заведения,  фамилии воспитанника  (на бумажном носителе или электронном).
  2. При ошибочной плате за пользование учебниками и учебными пособиями можно вернуть невостребованный платёж.                     

Для оплаты за пользование  учебными пособиями через АИС "Расчет" (ЕРИП) необходимо:

  1. Выбрать пункт "Система "Расчет" (ЕРИП).
  2. Выбрать последовательно вкладки:  Образование и развитие → Отделы, управления образования →Минская обл. → ООСиТ Крупского РИК→ Учебники → название, номер школы и класс → ФИО ребёнка → адрес плательщика  → ФИО плательщика → ввести сумму к оплате → проверить корректность информации → совершить платёж.

 

 

свернуть

Как не стать жертвой тонкого льда?

развернуть

«Всякий лед до тепла живет» - гласит народная пословица. Ее нужно помнить каждому: и ребенку, которому интересно смотреть на ледоход, и взрослому, который стремится, как еще кажется, на зимнюю рыбалку.

20 марта произошла трагедия: в реке Березина в Бобруйске утонул 10-тилетний мальчик. Дети (3 мальчика и одна девочка) гуляли по берегу, после один из них вышел на тонкий лед и провалился. Друзья испугались и разбежались. Спасателей вызвали прохожие. Несмотря на проводимые реанимационные мероприятия, спасти школьника не удалось.

МЧС напоминает: период половодья требует от нас порядка, осторожности и соблюдения правил безопасного поведения на льду и воде.

Лед на реках во время весеннего паводка становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться под ногами и сомкнуться над головой, хотя внешне он выглядит крепким. Такой лед не способен выдержать вес человека.

Поэтому следует знать:

- на весеннем льду легко провалиться;

- быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;

- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

В период весеннего паводка и ледохода запрещается:

- выходить в весенний период на водоемы;

- переправляться через реку в период ледохода;

- подходить близко к реке в местах затора льда;

- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;

- приближаться к ледяным заторам;

- отталкивать льдины от берегов;

- измерять глубину реки или любого водоема;

- ходить по льдинам и кататься на них.

Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.

Уважаемые граждане! Не выходите на лед во время весеннего паводка!Проводите профилактическую работу с детьми, объясняйте опасность весеннего льда. Впереди каникулы, поэтому самое время пройди ликбез по безопасности.

 

свернуть

Внимание!

развернуть

С 1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Основные аспекты, на которые следует обратить особое внимание:

  • Уменьшился перечень правонарушений, за которые наступает ответственность с четырнадцати лет (статья 4.2.).
  • Предусмотрены профилактические меры воздействия в соответствии с главой 5 (устное замечание; предупреждение; меры воспитательного воздействия).
  • Глава 9 посвящена административной ответственности несовершеннолетних.
  • В соответствии со статьей 9.3. предусмотрено освобождение несовершеннолетних от административной ответственности.

При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

  • разъяснение законодательства;
  • возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга.

К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

  • В статье 9.5. разъяснено содержание мер воспитательного воздействия.
  • Статья о невыполнении родителями обязанностей по воспитанию детей не утратила силу. Изменилась только ее нумерация (ранее это была статья 9.4., а в настоящее время – статья 10.3).
  • В соответствии со статьей 10.1. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен ускоренный порядок ведения административного процесса. При ведении административного процесса в ускоренном порядке протокол об административном правонарушении не составляется.
свернуть

Что делать, если вы услышали сигнал «Внимание всем!»

развернуть

Чрезвычайная ситуация – это всегда реальная угроза жизни и здоровью людей. Отсутствие оповещения в таком случае становится причиной не только паники, но и роста материального ущерба и, что самое страшное, человеческих жертв. И стихийное бедствие, произошедшее в ночь на 7 июля в Краснодарском крае, яркое тому подтверждение. Более 170 погибших и около 5000 пострадавших – таков трагичный итог наводнения, вызванного проливными дождями. Вовремя предупредить местных жителей о надвигающейся опасности помешало техническое состояние системы оповещения, прямое назначение которой заключается в том, чтобы дать населению возможность оперативно принять необходимые меры защиты. Таким образом, возникает вполне оправданный вопрос: что собой представляет и как работает данная система в Беларуси.

Сегодня в стране создана и, что немаловажно, совершенствуется система оповещения на республиканском, территориальном, местном, и объектовом уровнях. Ее основная задача – своевременно донести информацию обо всех видах опасности и о распоряжениях по проведению защитных мероприятий не только до населения, но и до органов управления и сил ГСЧС (государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации). Сведения передаются посредством речевых сообщений по радио и телевидению, проводной связи. Включаются также сирены, используются сигналы транспортных средств и уличные громкоговорители. В первую очередь для привлечения внимания людей подается предупредительный сигнал «Внимание всем!». Узнать его можно по звуку электросирен и других сигнальных средств продолжительностью 3 минуты. Если Вы услышали подобное дома, нужно сразу же включать радиоприемники или телевизоры. В это время передают экстренное сообщение, в котором говорится о произошедшей чрезвычайной ситуации, и даются все необходимые рекомендации для последующих действий. Если же Вы находитесь на работе, отключите оборудование. Приведите в готовность расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, включите радио и телевизионные станции. Расскажите о полученном сигнале остальным и приготовьтесь к прослушиванию речевой информации. Дальнейшее поведение должно определяться непосредственно этими указаниями.

Что касается химически опасных объектов, то здесь имеются свои локальные системы оповещения, технические средства которых должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации. Кроме того, они обеспечивают автоматизированное включение средств оповещения по сигналам территориальной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера потенциально опасного объекта. С помощью данной системы об опасности информируется не только руководитель и персонал объекта, но и население, попадающее в зону возможного поражения. Таким образом, при сигнале «Внимание всем!» на момент возникновения аварии, связанной с выбросом аварийно химически опасных веществ, необходимо включить радио и телевизор для получения достоверной информации и рекомендуемых действиях. Закрыть окна, отключить электробытовые приборы и газ. Временное отселение людей из тех жилых домов и учреждений, которые находятся в зоне возможного заражения, планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза.

В случае принятия экстренных мер реагирования: когда возможность вывода из зоны ЧС отсутствует, население, проживающее или работающее в непосредственной близости, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях. Проводится герметизация помещений: плотно закрываются двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы, а имеющиеся в них щели заклеиваются бумагой или скотчем. Используются средства индивидуальной защиты органов дыхания – противогазы. При их отсутствии допускаются ватно-марлевые повязки или другие бытовые вещи, которыми можно прикрыть рот и нос, увлажненные 2,5%-ым водным раствором пищевой соды (для защиты от хлора) или 2%-ым водным раствором лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака). Как уже было обозначено выше, речевые сообщения – это основной способ оповещения населения. Так, скажем, при угрозе наводнения Вы услышите примерно следующее: «Внимание! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке ... ожидается затопление домов по улицам ... (перечисляются). Населению, проживающему в зоне возможного подтопления (затопления), перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае возможности затопления первых этажей будет передана дополнительная информация. Будьте готовы покинуть дома. Перед уходом отключите электричество, газ, воду, погасите огонь в печах. Не забудьте взять с собой документы и деньги. Оповестите об этом соседей. Окажите помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие и порядок. Если вода застанет Вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места. Когда это невозможно, заберитесь на дерево. Используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями». Естественно, другим ЧС соответствуют иные варианты речевых сообщений.

Стать свидетелем подобных чрезвычайных ситуаций не пожелаешь никому, но, к сожалению, стопроцентной гарантии того, что с Вами этого не произойдет дать невозможно, поэтому важно знать, как вести себя в экстремальных обстоятельствах. И самое главное, помните, что ваш основной враг – это паника, которая чаще всего приводит только к негативным последствиям. Держите себя в руках, четко оценивайте обстановку и строго следуйте всем рекомендациям - тогда выход из сложившейся ситуации Вы найдете гораздо быстрее!

свернуть