jpgЛетний оздоровительный период 2023 года - Ухвальская средняя школа им. А.С.Лукашевича Крупского района

Летний оздоровительный период 2023 года

Каждое время года по-своему прекрасно, но лето имеет преимущество, оно всеми любимо, а особенно детьми. И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Ведь летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое.Главная задача учреждения в летний период времени организовать жизнь дошкольников так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах ещё долго радовали детей.

С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.Содержание образования детей в летний период реализуется в партнёрской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

  • включённость педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
  • интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

  • самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребёнку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 
  • организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Летом в детском саду мы проводим

Физкультурно-оздоровительную работу, которая включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работы проводятся ежедневно на воздухе.

Художественно-эстетическую работу:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период  мы организуем:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников  мы проводим:

  • музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
  • сольное и коллективное музицирование;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

Педагоги нашего учреждения   максимально продумывают работу  летом  для оздоровления дошкольников. Все  мероприятия мы стараемся сделать более интересными, разнообразными, полезными, безопасными  и, конечно же, благотворно влияющими на эмоциональное состояние и здоровье наших деток!

 

Инструктивно-методическое письмо

развернуть

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ,

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»

 

ОБЩИЕ положения

Инструктивно-методическое письмо распространяет свое действие на учреждения дошкольного образования, иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения образования).

Целью деятельности учреждений образования является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья воспитанников, в том числе детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), их эмоционального благополучия.0

Деятельность учреждений образования в летний период должна быть направлена на реализацию следующих задач:

формирование культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста посредством организации и проведения комплекса мероприятий, в том числе создания здоровьесберегающей предметно-развивающей среды, направленных на повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников, в том числе с ОПФР;

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности на основе практического применения детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОПФР, правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций в различных видах детской деятельности;

формирование основ эстетической культуры воспитанников средствами музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.

Подготовка учреждений образования к организации деятельности в летний период в рамках межведомственного взаимодействия осуществляется структурными подразделениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, районных (городских) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – структурные подразделения), учреждениями образования совместно с иными государственными органами и организациями: структурными подразделениями в сфере здравоохранения, учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии), органами государственного пожарного надзора, управлениями (отделами) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах), иными заинтересованными.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летних каникул в учреждении образования составляет 92 дня.

Для обеспечения здоровьесберегающих и безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, структурное подразделение издает приказ о подготовке и организации деятельности учреждений образования в летний период.

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении образования организуется работа по выявлению у их родителей (законных представителей) потребности в учреждениях образования в летний период. Очень важным в данный период является проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников о целях деятельности учреждений образования в летний период, реализуемых задачах и проводимых мероприятиях, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс (участие в мероприятиях физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, в том числе организации оздоровления детей в условиях семейного воспитания и пр.).

Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса в летний период для воспитанников с расстройствами аутистического спектра с учетом рекомендаций центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечивается их персональное сопровождение педагогическим работником.

В период каникул при сокращении численности воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп учреждения образования или их закрытие.

Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений образования взаимодействуют по вопросам организации и контроля санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещений и др.

С целью обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования учреждений образования, организации качественного здоровьесберегающего образовательного процесса необходимо обеспечить их готовность к деятельности в летний период. А именно:

готовность персонала (укомплектованность педагогическими, медицинскими, иными работниками);

готовность материально-технической базы (исправность инженерных систем зданий и сооружений (в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов), оснащенность средствами обучения, оборудованием для организации разных видов детской деятельности, в том числе для детей с ОПФР);

готовность научно-методического обеспечения (наличие учебных изданий (для педагогических работников, для воспитанников), учебно-методической и учебно-программной документации);

готовность зданий, сооружений, территории, иных объектов (наличие и исправность стационарного игрового и спортивного, в том числе надворного, оборудования, плескательных бассейнов, многофункциональных песочниц с закрывающимися крышками, заполненных песком (с соответствующими сопроводительными документами); функционирование поливочных систем, имеющих отведение воды в ливневую канализацию, засетченность окон в учреждении образования, покрытие игровых площадок травяным либо утрамбованным грунтом и др.).

 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З).
  2. Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» (в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 9 января 2018 г. № 92-З).
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2022 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 6 января 2023 г.).
  4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2016 г. № 67).
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановленияМинистерства образования Республики Беларусь от 4 сентября 2009 г. № 69).
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. №261).
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием» (в ред. постановленияМинистерства образования Республики Беларусь от 2 сентября 2019 № 148) (Перечень и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся при получении ими дошкольного образования, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий).
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июня 2018 г. № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся» (в ред. постановленияМинистерства образования Республики Беларусь от 1 марта 2023 г. № 61).
  9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися» (Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правила безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования, Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания).
  10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
  12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования».
  13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 60 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
  14. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (в ред. Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2021 г. № 85) (Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением).
  15. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 июня 2021 г. № 781 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения оказания медицинской помощи обучающимся»).

Иные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты, локальные правовые акты.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 Создание развивающей предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам раннего и дошкольного возраста осваивать навыки ведения здорового образа жизни в разных видах детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, особенно в летний период, содействует его комфортному пребыванию в учреждении образования.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении образования организуется с учетом требований образовательного стандарта дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229), перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50), перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75), перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105), возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе с ОПФР, материальных и архитектурно-пространственных особенностей помещений и территории учреждения образования, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.

Безопасность и экологичность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Допускается использование в образовательном процессе физкультурно-спортивного и игрового оборудования на территории учреждения образования, спортивного инвентаря по конструкции, размерам, применяемым материалам соответствующих возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов. Оборудование и инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

При организации различных видов детской деятельности, в том числе познавательной, игровой и трудовой, важно обеспечить воспитанников инвентарем и игровым оборудованием. При этом детский инвентарь и игровое оборудование должны находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку согласно времени года и возрасту обучающихся.

Целесообразно использовать в образовательном процессе с учетом возраста воспитанников исправные и безопасные средства обучения и воспитания (например, ножницы с тупыми концами, молоток с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении работ на земельном участке с прочным креплением рукояток и др.).

При организации развивающей предметно-пространственной среды не менее важны эргономичность и полифункциональность используемых материалов, возможность обеспечения свободного использования таких материалов воспитанниками.

В летний период для организации разных видов детской деятельности это могут быть: разнообразный природный, бросовый материал (например, гладкие камешки разного размера, крупные семена растений, иное), коврики разной фактуры, емкости, мягкие модули, маты, ширмы и пр. Эти и иные материалы возможно использовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях, подвижных и дидактических играх, опытах и экспериментах, при организации места для отдыха (уединения) воспитанников. Структура материалов, их разнообразие, размещение и использование в помещениях и на территории учреждения образования помогут вызвать у ребенка положительные эмоции, обеспечат возможность его участия как в совместной с воспитанниками коллективной деятельности, так и для индивидуальной самостоятельной деятельности.

Гибкость и вариативность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается за счет:

наличия в каждой возрастной группе учреждения образования, а также на его территории оптимально организованных мест для разных видов детской деятельности с использованием разнообразных средств обучения, игрового и спортивного оборудования (инвентаря), обеспечивающих их свободный выбор воспитанниками, в том числе с ОПФР;

периодической сменяемости игрового материала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, их самостоятельную двигательную деятельность.

Трансформируемость и содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от организуемой педагогическим работником деятельности с воспитанниками с учетом содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, тематики проводимых мероприятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.

При создании развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников с ОПФР дополнительно необходимо обеспечивать визуализацию распорядка дня обучающихся, пространственных зон учреждения образования, минимизацию количества раздражителей и барьеров в помещении, коррекционную направленность педагогических мероприятий с воспитанниками, в том числе средствами адаптивной физической культуры.

Организация образовательного пространства (в здании учреждения образования и на его участке) и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (например, мячи разного диаметра из разных материалов, кегли, скакалки разной длины, серсо, самокаты, велосипеды (трех- и двухколесные), инвентарь для организации и проведения игр с водой и песком, обучения элементам спортивных игр, специальные инструменты для организации труда в природе (лейки, тяпки, лопатки, грабли, ведра и др.), природный, бросовый материал, маски и другие элементы для организации подвижных игр, игр-драматизаций, театрализованных постановок, оборудование и атрибуты специально организованных автоплощадок и автогородков (детские автомобили, дорожные знаки, жезл и др.) должны обеспечивать:

возможность проведения разных видов детской деятельности (предметной, познавательной практической, общения, игровой, трудовой и художественной);

двигательную активность и эмоциональное благополучие воспитанников;

возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать для каждого воспитанника, в том числе с ОПФР, инвалидностью, психологическую комфортность и доступность:

всех помещений, участков (площадок) территории учреждения образования, где осуществляется образовательный процесс;

ко всем средствам обучения, игровому, спортивному оборудованию (инвентарю), материалам, учебным изданиям и др., обеспечивающим их активное участие во всех видах детской деятельности.

В целях обеспечения здоровьесберегающей направленности образовательного процесса при организации разных видов детской деятельности не должны использоваться игры (игрушки), которые:

носят явный асоциальный характер (зомби, монстры и пр.);

унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;

провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;

содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребёнка;

вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, способствующий развитию игромании;

способствуют появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);

формируют искаженные социальные ориентации и установки и др.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.

Во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) занятия с воспитанниками не проводятся. При этом в образовательный процесс включаются мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которые проводятся с воспитанниками ежедневно на улице за исключением неблагоприятных метеорологических условий (дождь, сильный ветер и пр.)

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности включают утреннюю гимнастику; подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках; физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья; самостоятельную двигательную деятельность воспитанников. Они направлены на обогащение и накопление двигательного опыта воспитанников; закрепление и совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, равновесие; развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость); овладение техникой спортивных упражнений (катание на велосипеде, самокате, плавание), элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, бадминтон) за счет оптимального и вариативного применения предметно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников и др.

В содержание утренней гимнастики с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

3—4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке (стадионе);

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

Планирование и проведение подвижных игр и физических упражнений на первой и второй прогулках осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их способностей и потребностей. Возможно использование следующих вариантов их проведения:

комплекс подвижных игр (2—3 игры) различной подвижности (малой, средней, высокой) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие (совершенствование) физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);

спортивные упражнения и элементы спортивных игр;

игры с элементами спортивного ориентирования;

комплекс подвижных игр (2—3 игры), в том числе белорусских народных игр, разной подвижности и с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников, их физические, нравственно-волевые качества, интеллектуальные способности.

Физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья как формы коллективного, деятельного отдыха, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствуют развитию у воспитанников умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждают каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм.

Тематика мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности должна отражать специфику летнего периода.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении образования. Она способствует проявлению ребенком уровня своих двигательных, игровых, коммуникативных умений в наибольшей степени. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в летний период необходимо создание следующих условий:

включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность воспитанника (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения воспитанником физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений воспитанников, выполнения ими физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений для каждого конкретного ребенка, группы воспитанников.

При организации и проведении мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности должен соблюдаться индивидуально-дифференцированный подход с учетом:

физической подготовленности воспитанников (развитие двигательных умений и навыков, физических качеств, двигательных способностей (координационные, скоростно-силовые, силовые).

Так, задания для воспитанников, имеющих высокие показатели физической подготовленности, должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие их двигательных способностей (выполнение знакомых упражнений в новых сочетаниях, из нового исходного положения, в новых условиях и пр.). При выполнении воспитанниками с низкими показателями физической подготовленности заданий (игры, игровые упражнения и пр.) необходимо акцентировать внимание на технику выполнения детьми основных видов движений.

уровней двигательной активности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети);

Для гиперподвижных воспитанников подбираются задания, требующие сдержанности, точности двигательных действий (например, разные виды бросания, ловли и метания и др.), обеспечивающие чередование интенсивных движений с менее интенсивными. В целях формирования у малоподвижных воспитанников интереса к движениям необходимо привлекать их к участию в спортивных упражнениях, подвижных играх, в которых основными движениями являются бег, прыжки. Целесообразно и эффективно использование спортивного инвентаря, оборудования, игрушек, активизирующих двигательную активность таких детей (например, мячи, скакалки, батуты, спортивные тренажеры, велосипеды, самокаты и др.).

состояния здоровья воспитанников (основная, подготовительная, специальная медицинская группы, группы лечебной физической культуры);

пола воспитанников (девочки, мальчики).

Для развития навыков здорового образа жизни, развития у воспитанников общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых и общих координационных способностей, гибкости, а также обучению детей ориентировке на местности и др. в мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет включают различные формы организации пешего туризма (экскурсии, прогулки, пешеходные (туристские) прогулки и пр.).

Учитывая значительный познавательный потенциал экскурсий и прогулок в рамках их проведения необходимо также формировать у детей представления о родном крае, достопримечательностях родного города (села), столицы Республики Беларусь, растениях и животных ближайшего окружения, природных символах нашей страны (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер и др.), воспитывать нравственное, эмоционально-положительное отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения и др.

Организация экскурсий (прогулок) за пределы учреждения образования осуществляется в целях формирования объективного отношения к историческому прошлому, сохранению и укреплению единства нашего народа, уважения к культурно-историческому и природному наследию.

Решение вышеназванных и иных задач будет наиболее эффективным при посещении достопримечательностей столицы, городов Республики Беларусь, скульптурно-архитектурных объектов, сооружений, заповедников, парков, скверов и пр.

Требования по обеспечению безопасности обучающихся при организации и проведении экскурсии (иных мероприятий, проводимых за территорией учреждения образования), наличию и ведению соответствующей документации определены Правилами безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правилами безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227).

Важным средством укрепления здоровья воспитанников является закаливание при условии, что оно органично включено в комплекс различных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания с учетом возраста воспитанников необходимо включать в компоненты распорядка дня, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения образования, возраста обучающихся);

дневной (ночной) сон при открытых форточках (избегая сквозняков);

ходьба босиком по траве, песку;

физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде;

умывание в течение дня, в том числе прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой;

индивидуальное закаливание в семье и др.

Мероприятия художественно-эстетической направленности включают:

изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (например, деревьев, цветов и др.), мелками на асфальте, палочками на песке);

освоение нетрадиционных техник (монотипия, кляксография, ниткография, пластилинография (модульная, мозаичная, контурная) и др., смешанные техники);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, рельефы (декоративные пластинки);

аппликационная деятельность (коллективная и индивидуальная): создание плоскостных, полуобъемных изображений из разных материалов (бумага, соломка, ткань, природные и дополнительные материалы и др.), с элементами флористики, коллажи;

конструирование техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов и пр.);

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн подарков к праздникам, дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (декоративные объекты для интерьера группы, декоративные панно, многоплановые архитектурно-художественные композиции и др.).

Важным является использование продуктивных видов деятельности для развития речи воспитанников с ОПФР. В рамках мероприятий художественно-эстетической направленности рекомендуется закреплять умения рассказывать о выполняемой работе, вступать в диалог с педагогическим работником, со сверстниками, обогащать лексический словарь ребенка и т.д.

В летний период с целью создания эмоционального комфорта воспитанников целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение конкурсов с различными номинациями, развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными, природными и дополнительными материалами, содействуют формированию (развитию) и закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с водой, песком.

В летний период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в разных компонентах распорядка дня;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игрмузыкальных викторин и др.;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (например, А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

элементарное музицирование воспитанников (соло, ансамбль, оркестр);

самостоятельная музыкальная деятельность воспитанников (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы;

музыкальные игры с пением, хороводы;

подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей;

игры с музыкальными инструментами;

музыкальные игры-релаксации.

В летний период для создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение тематических развлечений, праздников и других мероприятий.

В целях формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников с учетом их возраста важно включать в содержание развлечений, праздников и иных мероприятий материал, направленный на воспитание уважительного отношения воспитанников к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны и др.

В рамках исполнения приказа Министра образования № 368 от 25 мая 2022 г. «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» в учреждениях образования необходимо провести торжественные линейки с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком), приуроченных Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики).

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение воспитанников к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, учебной программой по образовательной области «Искусство» для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2017 г. № 108), включаются в компоненты распорядка дня и разные виды детской деятельности. Формы деятельности, в которых применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения образования и его деятельности в летний период.

В целях повышения качества взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, их физического и эстетического развития в учреждении образования и в условиях семейного воспитания необходимо обеспечить участие родителей (законных представителей) воспитанников в образовательном процессе. А именно:

в различных мероприятиях физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности (утренняя гимнастика, физические и спортивные упражнения, обучение элементам спортивных игр, развлечения, праздники, дни здоровья и др.);

в изготовлении соответствующих атрибутов (маски, медали, нетрадиционный физкультурный инвентарь и пр.) для мероприятий активного отдыха, подвижных игр;

в организации и проведении прогулок и экскурсий за пределы учреждения образования совместно с работниками учреждения образования в и др.

Также целесообразно:

включать вопросы профилактики уличного и бытового травматизма, соблюдения правил поведения детей на дороге, воде и вблизи водоемов (например, запрещение организации игр на воде, связанных с нырянием, и захватом купающегося, совершении иных действий, которые могут стать причиной несчастного случая, посещение пляжа малолетними детьми без сопровождения взрослых, оставление малолетних детей без присмотра, купания в обводненных карьерах, мелиоративных каналах, прудах-копанях, технологических водных объектах в местах нахождения портов, плотин, дамб, шлюзов, иных гидротехнических сооружений, а также в темное время суток, заплывать за границы, обозначающие акваторию пляжа и др.), дорожно­транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в тематические мероприятия информационно­разъяснительной и воспитательно­профилактической направленности с воспитанниками и их законными представителями. Целесообразным будет участие в подобных мероприятиях представителей системы здравоохранения, органов государственного пожарного надзора, управлений (отделов) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах), иных заинтересованных;

размещать тематические обзоры о проводимых мероприятиях в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях;

осуществлять выпуск тематических брошюр, памяток, буклетов для воспитанников и их законных представителей по указанным направлениям.

 

Особенности организации питания и питьевого режима в учреждении образования в летний период

Организация питания в учреждениях образования осуществляется в соответствии с ежегодными Методическими рекомендациями по организации питания в учреждениях образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на объекты общественного питания, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях образования ежедневно проводится                    С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями нормативных правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 C — +15 C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 процентов суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

использовать кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию объектов общественного питания, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летний период особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т.к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении образования. Питьевая вода выносится на улицу, по просьбе детей разливается в пластмассовую посуду одноразового использования или многоразовую посуду для индивидуального пользования ребенком.

В объектах общественного питания запрещается использование одноразовой пластиковой посуды, перечень которой определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля 2020 г. № 14.

свернуть

Здоровое лето

развернуть

 

Рекомендации для родителей

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реагирующими ни на какие превратности погоды. Мы надеемся, что предложенная нами информация поможет обеспечить здоровьсбережение ваших детей.

 

 Уважаемые родители!

В летний период Ваши дети максимально проводят время на воздухе. Поэтому, собираясь в детский сад, необходимо обязательно позаботиться:

- о наличии головного убора,

- об удобной обуви (ребёнок весь день в движении!),

- соответствующей одежде и возможности её смены (погодные условия капризны - загляните в прогноз!),

- не забудьте предупредить воспитателя о самочувствии ребенка, о состоянии здоровья.

 

НУЖЕН ЛИ ДОШКОЛЬНИКУ ОТПУСК ?

Скоро лето. А это значит, что большинство родителей задумываются, стоит ли водить ребѐнка в детский сад. Лето – это пора, когда хочется целый день проводить на улице. Вы устаѐте на своей работе? После пяти, а то и шести рабочих дней выходные кажутся нам праздником. Но и то толком отдохнуть получается крайне редко. Ваш ребенок устает не меньше вас. Поскольку детей в группе много, то и шума в ней достаточно. Вот вы, к примеру, устаете от шума в поликлинике или на базаре? А ваш ребенок живет в шуме пять дней в неделю, двенадцать месяцев в году. Постарайтесь вспомнить себя в детском саду, школе. Ведь всегда хотелось домой, к родителям, к домашней обстановке. Сейчас, например, хочется побыстрее прийти домой с работы, отдохнуть, поваляться на диване, посмотреть телевизор. У детей немного другие приоритеты. Но избавиться от режима и его группового выполнения тоже очень хочется. Ничего не меняется, кроме возраста и ответственности. Всем нам хочется вернуться в детство. А детям побыстрее вырасти. Так может, стоит иногда делать паузу и давать ребѐнку полноценный отдых от детского сада? Попробуем рассмотреть проблему глубже.

МИНУСЫ 1. Как правило, в период отпусков группы в садике объединяют. Группы с детьми разного возраста соединяют между собой. В группе места для игр не хватает. Все свободное время рекомендуется проводить на улице. А там – жара! Дети устают от прогулок и не так охотно желают играть на улице. Что уж говорить о дневном сне, когда температура в помещении выше положенного, потому что на улице жарко. Проветривание в данной ситуации не спасает, а система кондиционирования помещений в детском саду не предусмотрена. К сожалению тепловые удары у детей в садике – не редкость. И воспитатели в этом не виноваты.

ПЛЮСЫ 1. У вас появится возможность «наобщаться» друг с другом. Ведь почти всегда нам не хватает времени на «погулять – почитать – поиграть»… А в отпуске от работы и садика вы прекрасно сможете всѐ наверстать, и ребѐнок будет точно уверен в том, что маме и папе интересна его жизнь и приятно его общество.

  1. Вы можете вместе попутешествовать. Дети любят приключения. И легче всего знакомятся с миром вместе с родителями. Почему бы вам не съездить к морю, а если нет такой возможности, выбраться на 2-3 дня на природу? И детям интересно и вам полезно сменить обстановку, побыть в тишине и покое. И какое-то время просто побыть обычными родителями любознательного малыша.
  2. Ваш ребѐнок будет болеть значительно реже, потому что организм во время такого «отпуска» от детского сада успевает восстановить свои силы для продолжения образовательного процесса и активной деятельности вместе с другими детьми.

ПОМНИТЕ

Летний отдых необходим всем. От того, как мы относимся к ребѐнку и его здоровью, зависит то, как через время он будет относиться к нам, взрослым, и нашим потребностям. Помня про это правило, постарайтесь найти время и побыть с ним ценой одного месяца вне детского сада.

 

ЗАКАЛИВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реагирующими ни на какие превратности погоды. Закаливание-это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления магнитных и электрических полей Земли и т.д.

Установлено, что ребенок, регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо реже болеет особенно простудными заболеваниями, связанными с переохлаждением, а же легче переносит любое заболевание и быстрее выздоравливает. Поэтому закаливание каждого индивидуально, его нужно проводить только в семье, а в дошкольном учреждении можно выбирать только те методы и методики, которые абсолютно безвредны для всех.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы,используя естественные природные факторы(воздух,воду,рассеянные лучи солнца):

 ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч20мин-4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

 многократное умывание в течении дня;

 полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

 дневной (ночной)сон при открытых окнах (избегая сквозняков)

 ходьба босиком в течении дня: до и после сна,влюбое время по желанию детей (от2-5мин в группе первого раннего возраста до15-20мин встаршей группе);по траве, песку.

 

Цель закаливания детей дошкольного возраста заключается в том,чтобы выработать способность организма приспосабливаться к

определенным условиям внешней среды в результате многократного повторения воздействия того или иного фактора (холода,тепла) и постепенного увеличения его дозировки.

Таких результатов можно добиться при правильном проведении закаливающих процедур, которые должны отвечать следующим принципам.

1.Постепенное увеличение дозировки раздражителя. Первые закаливающие  процедуры должны вызывать минимальные изменения в организме.

2.Последовательное использование закаливающих  процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того,как ребенок привык к воздушным ваннам.

3.Систематическое проведение начатых процедур.Нельзя прерывать их без серьезных к тому оснований, так как могут исчезнуть приспособительные изменения в организме, которые произошли в процессе закаливания.

  1. Комплексное использование специальных закаливающих процедур. Они не дают необходимых результатов, если не сочетаются с мероприятиями,направленными на укрепление организма ребенка (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика,регулярное проветривание помещения и т.д.).Воздушные ванны желательно сочетатьс подвижными играми, упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании,при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающихся с воздухом, увеличивается. Кроме того, в процессе движенияусиливается теплообразование, которое препятствует переохлаждению организма в прохладную погоду.

5.Учет индивидуальных особенностей ребенка.

При проведении закаливающих процедур в дошкольном учреждении детей по состоянию здоровья делят на три группы:1)здоровые дети, которые принимали  закаливающие процедуры;

2)здоровые дети, которые впервые приступили к закаливающим процедурам, или дети, которые имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья;

3)дети с хроническими заболеваниями  или вернувшиесяв дошкольное учреждение после длительной болезни.

По мере закаливания (не раньше чем через 2 мес.) можно переводить ребенка из одной группы в другую. Основанием для этого должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период простудных заболеваний и отрицательной внешней реакции на раздражитель(выраженная отдышка, резкое учащение сердцебиения, появления«гусиной кожи»).Температуру следует снижать постепенно (через 3-4 дня при местном воздействии и через 5-6 дней при общем).

6.Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Страх перед закаливанием, а тем более насильственное проведения процедур не способствуют их положительному воздействию на организм. Важно так продумать и организовать закаливающие процедуры, чтобы они вызывали у детей только положительные эмоции.

Приступая к закаливанию, мы ставим перед собой следующие задачи:

 медицинское обследование здоровья, в том числе физического развития и функционального состояния детского организма. Комплексная  оценка здоровья ребенка.

 выявление показаний к проведению определенного вида закаливания, дозирование  закаливающих мероприятий (группа закаливания)

 выбор метода закаливания.

 определение соответствия закаливающей нагрузки физическим возможностям ребенка.

 организация совместной работы дошкольного учреждения и родителей детей,которым проводят закаливающие мероприятия, консультации по вопросам закаливания, внедрение здорового образа жизни.

Первой специальной закаливающей процедурой в жизни ребенка является воздушная ванна. Благодаря воздушным ваннам повышается потребление кислорода, улучшаются показатели деятельности нервной системы, а также сон и аппетит. Воздушные ванны принимают в комнате (в холодное время года перед этим помещение нужно хорошо проветрить) или на свежем воздухе  (световоздушные ванны летом)Начинают процедуру в помещении при температуре 20-220С, в дальнейшем ее можно постепенно снизить до 190С для детей 2 лет, до 17-180С для детей дошкольного возраста и до 12-130С для детей, которые хорошо переносят закаливающие процедуры. Сначала дошкольники принимают воздушные ванны в нижнембелье, носках и обуви. Постепенно обнажают руки, затем ноги, далее тело до пояса, лишь после этого ребенок может принимать процедуру в трусах.

Солнечные ванны. Для детей дошкольного возраста рекомендуется широко использовать солнечные ванны, которые можно принимать после ежедневного приема световоздушных ванн в течениенедели.Это условие является обязательным. Солнечные ванны принимают в несколько этапов:

1)подготовительная световоздушная ванна;

2)собственно солнечная ванна;

3)заключительная световоздушная ванна;

4)водная процедура;

5)отдых в тени.

В процессе закаливания очень важно, в течение какого времени дети принимают световоздушные ванны. Продолжительность первой ванны для детей от 1 года до 3 лет-5 мин, для детей 4-7 лет-10мин. Можно ежедневно увеличивать время проведения процедуры. Он может достичь 30-40минут и более.

Целесообразно проводить световоздушные ванны с 9 до 11ч дня. Принимать световоздушные ванны могут практически здоровые и ослабленные дети (после перенесенного заболевания) и детям с задержкой роста и развития они особенно полезны.

Также рекомендуют водные процедуры. Использование водных процедур для повышения адаптационных возможностей организма целесообразно начинать с раннего возраста.В водных процедурах различают влажные обтирания, душ, обливание ног, общее обливание, купание в водоеме , полоскание горла. Обливание водой-процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды.При проведении процедуры обливания важно знать, что голову обливать не надо. Общие обливания можно проводить в ванне, при отсутствии последней в ванной. Начальная температура воды 35-340С ее постепенно снижают до23-240С.

Проведение ножных ванн. Наиболее благоприятное время для начала –лето. Обливание ступней и голеней начинают с температурыводы280С продолжительность процедуры 15-20 секунд. Обливание ног лучше всего производить в ванне, где ребенка усаживают на специальную подставку, на дно ванны кладут решетку из дерева либо пластмассы. По окончании обливания на сухо обтирают, а далее растирают до легкого покраснея кожи.

Душ является для ребенка еще более сильно воздействующей процедурой нежели общее обливание. В связи с сильным воздействием душа на организм ребенка его применение показано в возрасте не ранее1,5 лет.

Проведение купаний состоит из простых погружений в воду 1-2 раза.После этого насухо обтирают ребенка до легкого порозовения. При купании необходимо соблюдать соответствующие правила.

*Не разрешается купаться и плавать натощакил и раньше, чем через 1-1,5 ч после сна.

*Не допустимо разгоряченным, потным детям нырять в прохладную воду.

Необходимо знать, что есть перечень противопоказаний для проведение закаливающих процедур.

*Негативное отношение и страх ребенка.

*Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний.

*Карантин в детском саду или в семье.

*Высокая температура в вечерние часы. Для детей дошкольного возраста моржевание, погружение в ванну с ледяной водой или общее обливание ледяной водой не рекомендуется !!!

Для того чтобы закаливающие процедуры дали результат, нужно соблюдать определенные правила закаливания:

*Закаливание должно проводиться систематически , ежедневно.

*Постепенно переходить от слабых к более сильным раздражителям.

*Учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.

*Обязателен положительный настрой малыша к закаливающим процедурам.

*Перед началом закаливания следует посоветоваться с врачом!

 

 Памятка для родителей

ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЙ ПРИ УКУСЕ КЛЕЩА

Клещи – это крошечные паукообразные существа плоской овальной формы. Они живут в траве, на деревьях и кустарниках. Питаются кровью человека и животных. Клещи попадают на человека при его пребывании в природной среде. Они безболезненно прокусывают кожу, присасываются и пьют кровь, увеличиваясь при этом до размеров горошины. Клещи опасны, так как могут заразить человека инфекционными заболеваниями, в том числе – клещевым энцефалитом, болезнью Лайма.

Во время пребывания на потенциально опасной территории необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности. В частности:

 надевать рубашку с плотно прилегающими к рукам манжетами и заправлять еѐ в брюки, застѐжки на рубашке и брюках должны быть типа «молния», под которую не могут заползти клещи;

 заправлять брюки в сапоги, гольфы или носки с плотной резинкой, чтобы клещи не заползли под одежду;

 выбирать однотонную одежду, так как на ней клещи более заметны;

 заправлять волосы под шапку или косынку либо надевать капюшон;

 использовать противоклещевые репелленты для обработки одежды в соответствии с инструкцией;

 каждые 2-3 часа проводить самоосмотр (взаимоосмотры) кожных покровов и одежды на предмет наличия прилепившихся клещей;

 по возвращении из леса провести полный осмотр тела, одежды;

 не приносить в помещение (палатки) свежесорванные цветы, ветки, верхнюю одежду и другие предметы, на которых могут оказаться клещи.

В случае обнаружения на теле клеща нужно как можно скорее его удалить. Сделать это можно и самостоятельно, ведь чем дольше клещ будет находиться на теле человека, тем выше вероятность его заражения. Достать клеща можно разными способами. Впившихся в кожу клещей вытаскивают пинцетом, пальцами или петлѐй из прочных ниток; сначала покачивают клеща из стороны в сторону, а затем постепенно вытягивают его.

При удалении клеща ни в коем случае не стоит использовать масла, жирные кремы, так как они закупоривают дыхательные отверстия клеща и провоцируют дополнительный выброс возбудителей в кровь человека. Кроме того, после удаления клеща кожу в месте его присасывания необходимо для дезинфекции обработать настойкой йода или спиртом.

Даже если вам удалось вытащить клеща самостоятельно, необходимо обратиться в медучреждение. Врач-инфекционист назначит вам профилактическое лечение и поставит на меднаблюдение. Кроме того, клеща, снятого с тела, необходимо сдать на проверку на заражѐнность возбудителями болезни Лайма.

 

 Памятка для родителей

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Тепловой и солнечный удар

Чрезмерное пребывание на солнце вредно всем: его лучи могут вызвать значительные ожоги кожи, особенно у детей, перегревание, солнечный и тепловой удар.

Пребывание на солнце с непокрытой головой приводит к резкому перегреву головного мозга и возникновению такого довольно опасного состояния, как солнечный удар. При этом солнечный удар может произойти как во время непосредственного пребывания под прямыми солнечными лучами, так и спустя 6-8 часов после этого. В результате перегрева всего организма нередко может случиться тепловой удар, который проявляется почти так же, как и солнечный. Вначале для теплового и солнечного удара наиболее типичны такие симптомы, как нарастающая вялость, ощущение усталости, головная боль, жажда. Затем к ним присоединяются головокружение, шум в ушах, боли во всѐм теле, иногда появляются тошнота и рвота, усиливается потоотделение, может быть носовое кровотечение.

Способствуют перегреванию не только высокая температура и влажность воздуха, но и слишком плотная, плохо пропускающая воздух одежда, физическое перенапряжение, употребление алкоголя, переедание.

Очень важно оказать первую помощь при солнечном и тепловом ударе. Для этого пострадавшего нужно сразу же перенести в прохладное место, уложить на спину, приподняв немного ноги, освободить от одежды, обеспечить ему полный покой и достаточный доступ свежего воздуха. Если человек в сознании, дать выпить крепкого чаю и холодной воды, лучше слегка подсоленной (0,5 чайной ложки соли на 0,5 л воды). Затем смочить голову холодной водой или положить на неѐ холодное влажное полотенце.

При улучшении общего состояния пострадавшего нужно поскорее доставить в ближайшее лечебное учреждение, а к потерявшему сознание человеку срочно вызвать бригаду «скорой помощи», потому что такое состояние представляет реальную угрозу для жизни.

Умение оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе может спасти жизнь пострадавшим. Главное, не растеряться и делать всѐ быстро и правильно!

 

ГИГИЕНА РУК

Руки человека являются одним из главных способов взаимодействия с окружающей средой. Ежедневно человек касается множества предметов – двери, столы, пища, домашние животные. Люди с простудными заболеваниями десятки раз касаются своего рта или носа, перемещая возбудителей инфекционных заболеваний на руки. Таким образом, они передают бактерии или вирусы на поверхности всех тех предметов, которые они трогают в течение дня.

Гигиена рук – это первостепенная мера и основное условие для борьбы с возникновением инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, которые могут представлять угрозу для жизни пациентов и медицинских работников. Как известно, через руки, загрязненные болезнетворными микроорганизмами, можно заразиться кишечными инфекциями, гельминтозами и многими другими инфекционными заболеваниями. Успешная и непрерывная деятельность по улучшению гигиены рук достигается путем принятия целого ряда мер, направленных на преодоление поведенческих барьеров и соблюдения элементарных правил гигиены. Содержать руки в чистоте довольно просто, сложнее всего – не забывать делать это. Дезинфицирующие лосьоны и гели с содержанием спирта эффективны в уничтожении бактерий и вирусов, но они действуют наилучшим образом при удалении невидимой грязи. Видимая грязь должна смываться только водой с мылом.

Для улучшения качества своей жизни и хорошего самочувствия близких Вам людей мойте руки:

 до, во время и после приготовления пищи;

 перед принятием пищи;

 после ухода за больным членом семьи;

 перед тем, как будете обрабатывать раны, порезы, ссадины на коже;

 после посещения туалета

 после смены подгузников или ухода за детьми;

 после кашля, чихания, очищения носа;

 после ухода за животными;

 после обращения с бытовыми отходами;

 после возвращения домой с улицы.

Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Республики Беларусь в соответствии с рекомендациями ВОЗ предлагает придерживаться 5 простых шагов при мытье рук, чтобы сохранить свое здоровье:

 смочите руки теплой, по возможности, водой и намыльте их (или нанесите небольшое количество жидкого мыла (более предпочтительно) размером с горошину;

 трите руки до тех пор, пока мыло не вспениться, уделяя внимание пальцам, коже между пальцев и под ногтями;

 продолжайте тереть руки еще 15 секунд;

 смойте мыло под проточной водой;

 высушите руки при помощи бумажного полотенца, также используйте бумажное полотенце, чтобы закрыть кран или если необходимо открыть дверь туалетной комнаты.

свернуть

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

развернуть

В детском саду в период летних каникул проводится физкультурно-оздоровительная работа, которая включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работы проводятся ежедневно на воздухе.

Художественно-эстетическая работа, которая включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период  мы организуем:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

Таким образом, лето в детском саду - это насыщенная пора, наполненная смехом, радостью и весельем.  Все  усилия работников детского сада  направлены на оздоровление и закаливание детского организма.

свернуть

Правила безопасности на пляже

развернуть

Теплый, рассыпчатый песок – настоящее раздолье для детей! Но в нем также кроется множество опасностей: осколки бутылок, опасные инфекции, мусор, острые камни, окурки и т.д. Заранее объясните ребенку, что тянуть горсти песка в рот не стоит, да и валяться в нем нужно аккуратно. Сами тоже не забывайте тщательно осматривать место, выбранное Вами для того, чтобы расстелить плед.

Каждое лето подводится печальная статистика смертей на воде – и очень часто утопленниками оказываются дети. Чтобы не допустить трагедии, родителям нужно соблюдать правила безопасности при посещении пляжа с детьми:

- ребенок всегда должен быть в поле Вашего зрения – вопреки сценам в художественных фильмах, человек, который тонет, не кричит и не размахивает руками;

- плавайте вместе с детьми только в разрешенных местах – на оборудованных пляжах, где есть спасатели;

- если Вы находитесь в воде с маленьким ребенком, всегда держитесь от него на расстоянии вытянутой руки;

- не пренебрегайте использованием надувных кругов и манжетов – эти приспособления помогут Вашему ребенку удержаться на воде и не уйти на дно;

- не разрешайте детям прыгать в воду с разбега;

- умейте оказать первую помощь.

свернуть

Незнакомая еда

развернуть

В качестве мер безопасности детей летом на отдыхе следите за тем, что они едят. Чтобы обеспечить безопасность детей летом на отдыхе и защитить их от расстройств пищеварения, соблюдайте некоторые важные правила питания:

- не давайте детям пробовать местные деликатесы и сами старайтесь аккуратнее относиться к ним;

- если Ваш ребенок аллергик или имеет определенные предпочтения в еде – узнайте, можно ли купить эти продукты там, куда Вы поедете, или возьмите их с собой;

- в некоторых жарких странах не стоит умываться водой из-под крана и, тем более, ее пить – лучше покупайте бутилированную;

- не ешьте немытые фрукты и овощи и не давайте их ребенку;

- соблюдайте тщательную гигиену – мойте руки с антибактериальным мылом.

свернуть

Опасности, связанные с путешествием на личном транспорте

развернуть

— открытые окна;

 — не заблокированные двери;

 — остановки в незнакомых местах.

Сажайте детей   только в детское автокресло! Пристегивайте ребенка ремнями безопасности. Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения. Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.

свернуть

Опасности, связанные с путешествием на поездах

развернуть

— открытые окна;

 — тамбуры вагонов;

 — верхние полки;

 — кипяток;

 — незнакомые люди.

Не разрешайте ребенку выглядывать из окон и высовывать из них руки, бросать в окна предметы, выходить в тамбур, общаться с незнакомыми людьми в отсутствие близких, брать от них угощение.

свернуть

Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде

развернуть

— крутой склон дороги;

 — неровности на дороге;

 — проезжающий транспорт.

Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест — выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты — наколенниками, налокотниками, шлемом.

свернуть

Опасности, связанные с жизнью на даче или в деревне (особенно — для городского ребенка)

развернуть

 — печка;

 — колодец;

 — инструменты;

 — заброшенные доски с гвоздями;

— незнакомые животные;

— купание в водоемах.

 Ребенок должен твердо запомнить, что ему нельзя:

 — открывать печную дверцу и трогать печную заслонку;

 — заглядывать в колодец;

 — трогать инструменты;

 — купаться в отсутствие ответственных за него взрослых.

 — подходить близко к незнакомым животным, кормить их, гладить.

свернуть

Лет­ний питьевой ре­жим - что и как пить в жа­ру?

развернуть

Что же та­кое питьевой ре­жим? Это на­ибо­лее ра­ци­ональ­ный по­рядок упот­ребле­ния во­ды в те­чение су­ток. Сле­ду­ет за­метить, что питьевой ре­жим нап­ря­мую при­вязан к пра­виль­но­му пи­танию, так как во­да при­нима­ет учас­тие в про­цес­сах тер­мо­регу­ляции, раст­во­ря­ет ми­нераль­ные со­ли, осу­щест­вля­ет «транс­пор­ти­ров­ку» пи­татель­ных ве­ществ, вы­водит про­дук­ты об­ме­на из ор­га­низ­ма.

Пить во­ду и ох­лажда­ющие на­пит­ки нуж­но столь­ко, сколь­ко тре­бу­ет ор­га­низм.

Как пра­виль­но пить во­ду: до еды или пос­ле?

На­ибо­лее оп­ти­маль­но – за пол­ча­са до еды и че­рез час пос­ле. Тог­да пос­ту­па­ющая жид­кость не бу­дет ме­шать нор­маль­но­му пи­щева­рению.

Ко­неч­но, лет­няя жа­ра про­воци­ру­ет же­лание пить во­ду и на­пит­ки как мож­но бо­лее хо­лод­ны­ми. Но очень не­жела­тель­но пить хо­лод­ную во­ду по нес­коль­ким при­чинам.

Так как питьевой ре­жим нап­ря­мую при­вязан к пра­виль­но­му пи­танию, во­да тем­пе­рату­рой ни­же 20 гра­дусов не под­хо­дит, так как:

- ни­ког­да не уто­ля­ет жаж­ду, ведь тем­пе­рату­ра в же­лудоч­но-ки­шеч­ном трак­те че­лове­ка – 36°С и вы­ше, и при по­пада­нии ту­да хо­лод­ной во­ды про­ис­хо­дит ох­лажде­ние сли­зис­той обо­лоч­ки и за­тор­ма­жива­ние про­цес­сов пи­щева­рения и вса­сыва­ния. Со­суды в сли­зис­той ки­шеч­ни­ка реф­лектор­но сжи­ма­ют­ся от хо­лода, во­да не пос­ту­па­ет из ки­шеч­ни­ка в кровь, и ор­га­низм дол­го не мо­жет «на­пить­ся».

- уси­лива­ет ин­токси­кацию ор­га­низ­ма, пос­коль­ку не ус­певшая пос­ту­пить в кровь хо­лод­ная во­да зас­та­ивает­ся в ки­шеч­ни­ке, пос­те­пен­но наг­ре­ва­ясь. За это вре­мя она раз­мягча­ет и раст­во­ря­ет шла­ки – а по­том вред­ные ток­си­ны вса­сыва­ют­ся с этой наг­ре­той внут­ри ор­га­низ­ма во­дой.

Ка­кие же на­пит­ки под­хо­дят для ле­та?

Мож­но пить сто­ловую ми­нераль­ную во­ду. Пить во­доп­ро­вод­ную во­ду мож­но, толь­ко ес­ли  вы уве­рены в её ка­чест­ве, про­пущен­ную че­рез сов­ре­мен­ные филь­тры, га­ран­ти­ру­ющие очи­щение от заг­рязне­ния, от из­лишней ми­нера­лиза­ции.

Пить ком­по­ты в лет­нюю жа­ру то­же по­лез­но – толь­ко на­до, что­бы они бы­ли не слад­кие и ох­лажден­ные. Кста­ти, их мож­но да­вать и де­тям.

В ази­атс­ких стра­нах в жа­ру пьют го­рячий све­жеза­варен­ный чай. Но толь­ко зе­леный. Сек­рет в том, что он со­дер­жит так на­зыва­емые «хо­лод­ные» эле­мен­ты, ко­торые сни­жа­ют тем­пе­рату­ру те­ла и ак­ти­визи­ру­ют­ся имен­но тог­да, ког­да чай го­рячий.

А вот чёр­ный чай в го­рячем ви­де жаж­ду не уто­ля­ет.

Для улуч­ше­ния ра­боты же­лудоч­но-ки­шеч­но­го трак­та по­лез­ны на ночь кис­ло­молоч­ные про­дук­ты. Они за­од­но и ох­лажда­ют, и по­мога­ют поч­кам.

Лет­няя жа­ра час­то про­воци­ру­ет раз­личные проб­ле­мы, свя­зан­ные с ор­га­нами пи­щева­рения. В жа­ру осо­бого вни­мания к се­бе тре­бу­ет ваш ра­ци­он пи­тания.

Ог­ра­ничь­те упот­ребле­ние чер­но­го чая и ко­фе. Слад­кие со­ки и га­зиро­ван­ные на­пит­ки пло­хо уто­ля­ют жаж­ду. От­дай­те пред­почте­ние ми­нераль­ной во­де, зе­лено­му чаю. На­питок из ду­шицы, мят­ный чай – прек­расное средс­тво для уто­ления жаж­ды и ис­точник ви­тами­нов. Мя­той в жа­ру мож­но и прип­ра­вить гар­нир. Фрук­ты есть луч­ше все­го по ут­рам. Съеден­ные же пос­ле еды или на ночь фрук­ты про­воци­ру­ют в же­луд­ке про­цес­сы бро­жения, что аб­со­лют­но не­жела­тель­но. Апель­си­ны, ви­ног­рад, сли­вы, аб­ри­косы, гру­ши, пер­си­ки, ды­ни и лю­бые дру­гие фрук­ты, лег­ко ус­ва­иваемые на­шим ор­га­низ­мом, яв­ля­ют­ся прек­расны­ми сос­тавля­ющи­ми лет­не­го сто­ла, по­пол­няя ор­га­низм не­об­хо­димы­ми ви­тами­нами. Осо­бен­но сто­ит от­дать долж­ное кис­лым яго­дам, нап­ри­мер, кры­жов­ни­ку и смо­роди­не.

Све­жие ово­щи в лю­бом ви­де, вклю­чая са­латы, не­заме­нимы в это вре­мя. Они поч­ти не под­держи­ва­ют про­цес­сы бро­жения. Огур­цы, ка­бач­ки, тур­непс, брюк­ва и ре­дис вмес­те с фрук­та­ми спо­соб­ны прак­ти­чес­ки пол­ностью удов­летво­рить на­шу пот­ребность в еде во вре­мя жа­ры. И нель­зя за­бывать о зе­лени. Лю­бые зе­леные са­латы, сель­де­рей, пет­рушка и ук­роп не толь­ко сде­ла­ют пи­щу вкус­нее, но и пос­лу­жат ис­точни­ком мик­ро­эле­мен­тов и со­лей, вы­води­мых из ор­га­низ­ма с по­том. .

Пом­ни­те, что жа­ра очень силь­но сни­жа­ет ра­ботос­по­соб­ность. Пос­ле +26 С каж­дые пос­ле­ду­ющий гра­дус по­выше­ния тем­пе­рату­ры при­водит к сни­жению ра­ботос­по­соб­ности на нес­коль­ко про­цен­тов. Тем бо­лее важ­но пра­виль­ное пи­тание в жа­ру. В жа­ру тя­желая и жир­ная пи­ща не­жела­тель­на. Жир­ные сор­та ры­бы или мя­са сто­ит за­менить пост­ны­ми. Не­об­хо­димо уме­рить пот­ребле­ние лю­бых пе­ченых из­де­лий и хле­ба, мяс­ных про­дук­тов, бо­бовых, от­ка­зать­ся от бу­терб­ро­дов и про­дук­тов се­ти «быст­ро­го пи­тания».

Ос­то­рож­но под­хо­дить не­об­хо­димо к мо­лоч­ным про­дук­там, вы­сокие тем­пе­рату­ры про­воци­ру­ют раз­ви­тие мик­ро­ор­га­низ­мов. Луч­ше все­го выб­рать в это вре­мя кис­ло­молоч­ные про­дук­ты. Нап­ри­мер, ке­фир без са­хара уто­лит жаж­ду, на­сытит и ком­пенси­ру­ет не­дос­та­ток в ря­де мик­ро­эле­мен­тов. Но кис­ло­молоч­ные про­дук­ты хра­нят при тем­пе­рату­ре, не пре­выша­ющей от­метку +4С. Ком­натное хра­нение неп­ри­ем­ле­мо ка­тего­ричес­ки.

свернуть